(1163#кто то): но им же нужно было как-то ссылаться на те времена. хотя бы богословам - они же предшественников читали, а это, ну, не марафон, но хотя бы век второй и дальше. то же введение календаря - это ж надо было более-менее внятные привязки к событиям иметь. его ж ввели, вроде, чуть не в шестом веке - нужна была возможность ссылаться на события пятисотлетней давности
датировки - это особый разговор, у историков вообще всё до стерильности гладко, когда чего ввели и как привязывали у них вопросов не вызывает в принципе. а насчет классических описаний Греции и Рима есть мнение что их надо сдвинуть в 1ое тыс н.э.
(1167#no ifs):А с другой стороны, были вполне себе книги по истории, хоть и не относившиеся к популярным, но доступные для восприятия неокрепшими умами. Я лет в 13 зачитывался Наполеоном Тарле.
(1168#CSB): как-то не попадалось. помню такие как бы условно-исторические, вроде "неизбежности странного мира" данина - про историю создания квантовой теории.
(1161#no ifs):было что то для внеклассного чтения, если брать для школы. авторов не помню конечно, там ничего особенного не было. в целом же книг много было. может они не были написаны в стиле "за 20 минут" (я даже не представляю себе эти книги если честно), но представляли собой вариант научной работы для широкой публики. это как о личностяз было, так и о каких то эпохах. правда из всего тогда прочитанного в памяти только фамилия зимин осталась, исследования времен ивана грозного.
(1173#кто то): меня тут больше всего смущает, что не видно, на какой вопрос смена датировок может ответить. примерно так - вот есть наука история, как она есть сейчас. датировки в ней в массе непротиворечивы (наверное) в рамках подхода. причем эта непротиворечивость покрывает нехилую кучу вопросов по разным временам и местам. понятно, что подход не застывший и что-то нужно уточнять, но вот сдвиг датировок на столетия - за пределами того, что относится к уточнениям. это, по сути - новая дисциплина.
no ifs отредактировал комментарий 20.05.2011 в 18:58
меня тут больше всего смущает, что не видно, на какой вопрос смена датировок может ответить. примерно так - вот есть наука история, как она есть сейчас. датировки в ней в массе непротиворечивы (наверное) в рамках подхода. причем эта непротиворечивость покрывает нехилую кучу вопросов по разным временам и местам.
смена датировок может скажем так выявить некоторые общие закономерности. которые могут дать ключ в свою очередь к пониманию исторических закономерностей.
(1177#кто то): если речь о монотонной репараметризации (ну, то есть, сохраняющей порядок событий), то вряд ли - структура так или иначе была бы видна и при существующих датах, может только менее отчетливо. если порядок событий радикально меняется, то неплохо бы начать с комментариев где в современной датировке провал такого размера
(1179#no ifs): меняется не то чтобы порядок событий а внутренняя логика развития. точнее - она появляется. ну скажем возможно ли в цивилизационном масштабе фактическое забывание достижений культуры при том что формально такого забывания нет? в случае сдвига датировок логика развития хорошо прослеживается, фактические достижения совпадают с их формальным описанием.
(1180#кто то): то есть, меняется не порядок событий, а дистанция между ними?
кто то писал(а):
возможно ли в цивилизационном масштабе фактическое забывание достижений культуры при том что формально такого забывания нет?
не то чтоб я вопрос понял, но есть же случаи, когда то или иное достижение ен было востребовано в течении долгого времени. типа оценки высоты атмосферы, произведенной впервые чуть не в 12-13 веке. востребовано это стало веке в 19, если не в 20.