вот к примеру в церковных хрониках можно найти такое описание:
"Десятый век от Рождества Христова представляет собой одну из самых мрачных страниц в истории западной церкви: разнузданность, разврат, преступления и повальное невежество были тогда заурядными явлениями среди духовенства. Пастыри хвалились друг перед другом своими собаками, соколами, быстрыми скакунами, красивыми любовницами, думали только о вкусной еде, прекрасных винах и других житейских прелестях. Едва умея читать, но совершенно не понимая прочитанного, они нисколько не заботились о духовных нуждах прихожан, развращая их своим пагубным примером. Нередко они имели детей от своих духовных дочерей, водили в бой воинов, обагряя руки кровью, играли в кости, охотились, пьянствовали и беспутствовали. Монахи не представляли исключения: они бродили по городам и селам, не придавая никакого значения своим обетам Но верх безобразий творился в Риме: здесь одно время знатные, замечательно красивые, но неслыханно распутные женщины возводили на папский престол своих любовников, сыновей, прижитых в разврате, и родственников, потакавших их не знавшему удержу разгулу. Один из таких пап, Иоанн XII (955-963), превратил Латеран в настоящий вертеп; он завел целый гарем и не останавливался даже перед кровосмешением. Кощунство его не знало границ, он посвящал в епископы мальчиков, и эти церковные обряды производил в лошадиных стойлах; во время попоек пил "за здоровье дьявола"; играя в кости, взывал о помощи к Юпитеру, Венере и другим языческим богам, любовницам дарил церковные сосуды; богомолок бесчестил у самой гробницы апостолов; лиц, чем-либо вызвавших его неудовольствие, оскоплял или выкалывал им глаза. Он охотился, дрался, поджигал, убивал, нарушал клятвы, но никогда не крестился и не посещал богослужений."(с)
(1201#кто то): ну как, если всякие римские указы учитывать (а там бюрократия была вполне), то тот же период гонений - то есть, до первой половины четвертого века, уже документирован. есть переписка между епископами, время как-то перекрестно устанавливается. ну да - есть неопределенности в датировках, но они - ну годы иногда.
(1205#no ifs): ну даже если абсолютизировать церковную летопись вряд ли возможно установить прочные хронологические связи с другими событиями. в противном случае это давно было бы сделано историками и папская шкала была введена в качестве абсолютной.
(1204#кто то): не, думаю, что строгой учетности не было. По строгой учетности надо налоговые декларации смотреть. Но история папства как бы более-менее внятна (по времени) и сильного раздражения не вызывает.
тем не менее сами себя они позиционируют почти от рождества - с 33 года.
кстати если учесть что только с 7го века титул папа принадлежал исключительно римскому епископу а до этого всех епископов называли папами то все станет еще интереснее))
(1208#кто то): так не строится же хронология на одном источнике - нет необходимости что-то абсолютизировать. сверяются разные источники. не всегда успешно, но и без радикальных ошибок. та же римская хронология совсем не прозрачная, но ее когда возможно используют вместе с другими перекрестно
(1210#кто то): 33й год тоже некая условность. но уже немного позднее, падение иерусалима - событие верифицируемое по разным источникам. хотя да, первый "апостолький" век - с вопросами, конечно. я детали забыл, но про хронологию и источники раннего христианства - у болотова в "истории древней церкви" занятно. так это еще 19го века курс. с тех пор поуточняли еще.
как вообще может нравится 3Д? Человек наццать уверенно откладывают очки нах после тестового интереса. Единственное смотрибельное- науч.-популярные анимации от дискавери.